Анализ бизнес рисков

В бизнесе часто присутствуют риски, которые могут привести к серьезным потерям. Чтобы этого избежать, надо заранее проверить риски бизнеса, что позволяет предусмотреть и избежать возможных проблем.

При проведении анализа необходимо оценить следующие параметры:

  • Вероятность — она может быть как маловероятной, так и случаться не столь редко;
  • Уровень воздействия — необходимо спрогнозировать уровень потерь при возникновении данной ситуации. Это может быть как штраф, который потребуется заплатить за налоговые правонарушения, так и приостановка деятельности, к которой могут привести нарушения санитарных норм. Необходимо заранее оценить количество финансовых потерь;
  • Ответственность. В компании должны иметься люди, которые предотвращают наступление рисков или минимизируют их последствия;
  • Бюджет — в нем должны иметься свободные средства, которые тратят на компенсацию потерь, возникших из-за бизнес-риска.

Виды бизнес рисков

Круг рисков зависит от сферы бизнеса. Они могут быть внутренними, производственными, финансовыми, страховыми, коммерческими, внешними. Внутренние риски связаны с некомпетентностью или недобросовестными действиями сотрудников и руководства. На производстве убытки возможны из-за использования некачественного сырья или неисправности оборудования. Финансовые риски связаны с деньгами. Причиной может быть банкротство ключевых клиентов, из-за чего они не смогли заплатить за полученную продукцию либо блокировка счета в банке. При заключении договора страхования убытки, возникшие из-за пожара, аварии, иных чрезвычайных ситуаций можно компенсировать. Коммерческие риски связаны с реализацией товаров или услуг. Например, клиенты стали пользоваться услугой доставки и реже посещать кафе. Внешние риски определяются изменениями в законодательстве.

Как производится оценка рисков

Необходимо составить таблицу и оценить риски по вероятности возникновения. После этого надо составить план действий компании. Можно использовать метод аналогий, проанализировав ошибки в работе аналогичных компаний. Для этого привлекают сторонних экспертов. В базу вносятся все возможные риски, которым подвержена компания в процессе открытия и развития бизнеса. Часть задач делегируют сотрудникам. Они должны уменьшать вероятность возникновения рисков и оперативно действовать при появлении проблем. Базу необходимо регулярно обновлять, включая в нее новые виды опасностей и способов решения. Нельзя недооценивать степень опасности, так как ошибки приведут к недостаточному вниманию и существенным убыткам при возникновении проблем в бизнесе. При системном подходе удастся избежать серьезных потерь.