Какой наряд дозволен Афродите?

На нормандском пляже герцогиня Беррийская ввела в 1823 году моду на купальные костюмы. С тех пор именно здесь вырабатывались представления о том, какая мера нескромности дозволена курортнику и его купальной одежде. В конце XIX века законодатели всерьез обсуждали, должна ли она быть короткой или длинной, открытой или закрытой, прозрачной или плотной, темной или светлой, а после Первой мировой войны — свободной или облегающей. Покрой, цвета, ткани — все внимательнейшим образом рассматривала мораль, эстетика и закон. Вне всяких сомнений, трико «подчеркивает интимные подробности». Как ограничить излишнюю вольность купальщиков? В 1926 году этим обеспокоена мэрия Дьепа, а их коллеги в Довиле в том же году указом устанавливают стандарт-«трико с плечиками». Стремление все больше раздеться ограничивают как только возможно. Так, полоски на трико скрывают тело «за оградой». Но эволюция нравов привела к отмене всех этих предписаний.

С началом эпохи массовых отпусков пляжная жизнь становится доступной новым социальным классам. Состоятельные домовладельцы, которые до сих пор считали себя единственными и полноправными хозяевами нормандских берегов, демонстративно избегают общения с чужаками.

Один дворянин, давний житель Этрета, так описывал местный распорядок дня: «С утра до 13 часов пляж заполняют случайные отдыхающие. Как только они отправляются обедать, им на смену приходят владельцы вилл. В 14 приезжие возвращаются на пляж и остаются там до 17-18 часов. На это время люди из второй касты отправляются в свои дома. А в 18 часов они вновь на пляже и встречаются там в своем тесном кругу».

Этот приморский социальный «театр», когда каждая группа участников соблюдает свое время выхода на сцену, сохранился в Нормандии и по сей день. Оседлые племена домовладельцев ритуально уклоняются от встречи с современными кочевниками — квартиросъемщиками, постояльцами гостиниц и пансионов.