Железнодорожные перевозки из Китая

В ряде случаев, когда путь груза до ближайшего судоходного водоема занимает много времени, или затраты на его доставку слишком высоки, отправку груза производят железнодорожным транспортом. К этому же способу доставки груза прибегают, когда предприятие-производитель находится на севере Китая. Транспортировка производится по нескольким маршрутам. Один из самых популярных проходит через станции Забайкальск-Маньчжурия.

Есть у этого маршрута и недостаток- загруженность, т.к. большая часть экспортно-импортных маршрутов доставки из Китая в Россию, а также обратно, проходят именно через этот узел или по пути Гродеково-Суйфэньхэ. Среди перевозчиков, не являющихся клиентами РЖД, этот маршрут давно пользуется дурной славой из-за своей загруженности. Не зря они дали ему название — «чёрная дыра».

В чём же причина длительных задержек груза в пути следования через Забайкалье? В основном, задержки происходят у грузовладельцев, не являющихся клиентами крупных компаний, чьи контейнеры, как правило, отправляются в первую очередь. В настоящее время независимыми операторами предпринимаются попытки строительства здесь своего терминала, но насколько успешны такие попытки, сведений нет. В перспективе, для ускорения прохождения грузов, предлагается активнее использовать транзитный маршрут через Казахстан. Его путь будет пролегать через Достык-Алашанькоу и далее в Урумчи.

Инициатором привлечения сюда транзита давно выступает Казахстан. Маршрут Достык-Алашанькоу занимает второе место по объёму перевалки грузов железнодорожным путем после Маньчжурии. Это единственный пункт, где стыкуются железные дороги Китая и Казахстана. Для экспорта древесины и минеральных удобрений используется транзитный маршрут через Монголию Наушки-Замин-Удэ (Dzamyn Ude)- Эренхот (Erenhot). Именно этим путем древесина из Сибири транспортируется в Китай. Большой проблемой при транспортировке грузов по территории Китая является сохранность перевозимых грузов.

Охрана вагонов в пути следования, как правило, отсутствует, и здесь не редки случаи вскрытия вагонов, порчи и хищения грузов. Из-за разности колеи железных дорог двух стран на стыковых станциях производят смену колесных пар или перегрузку контейнеров на российские платформы. Такая замена производится также на стыковых станциях Китая с Монголией и Казахстаном, имеющих такую же ширину колеи, как в России. Как правило, на выполнение данных операций уходит от нескольких часов до четырех суток.

Возникают сложности при определении местонахождения груза, а из-за проблем с документооборотом груз направляется в тупик с требованием дополнительной проверки документов. Такие случаи здесь далеко не единичны, и такая проверка может задержать отправку груза на длительное время.